«Стройкой века», «флагманом советской энергетики», «атомным богатырем»четыре десятилетия назад называли Ленинградскую атомную электростанцию, расположенную под Ленинградом. Город на Неве, как и весь Северо-запад, стремительно развивая индустрию, стал в шестидесятые годы испытывать острый недостаток электроэнергии. Тогда-то и было решено вместо планируемой тепловой ГРЭС-16 построить атомную электростанцию с двумя мощными реакторами – по миллиону киловатт каждый. Энергетики отдали предпочтение принципиально новому проекту электростанции с ядерным топливом на основе канального уран-графитового реактора РБМК-1000. Его предложил коллектив ученых во главе с академиком А.П. Александровым.

Сооружение станции началось в мае 1967 года, в декабре 73-го принят в эксплуатацию первый блок, через три года – второй, еще через три – следующий, а в августе 1981 года, после выхода на проектную мощность последнего, четвертого блока, крупнейшая в мире АЭС мощностью 4 млн. кВт полностью вступила в строй.

история1

Это была настоящая победа – результат творческой инициативы и упорного труда ученых, конструкторов, производственников, строителей и монтажников. В те же годы рядом с уникальной ЛАЭС рос молодой город Сосновый Бор, справедливо считавшийся одним из самых красивых городов Российской Федерации. Его жилые кварталы появлялись одновременно с блоками атомной станции, корпусами научных институтов, промышленными предприятиями. Сосновый Бор и по сей день называют Атомградом, ведь изначально он строился как город-спутник ЛАЭС.

Самое непосредственное участие в строительстве атомного гиганта и города принимали организации, ныне входящие в Холдинг «ТИТАН-2»: Монтажно-строительные управления №№ 90 и 32 (ОАО «МСУ-90» и«СОСНОВОБОРЭЛЕКТРОМОНТАЖ»), УАТ (ОАО «Управление автомобильного транспорта»), УПП (ОАО «Управление промышленных предприятий»), а также ВНИПИЭТ и подразделения Северного управления строительства.

история

Техническое задание на проектирование Ленинградской атомной электростанции министр Среднего машиностроения Е.П. Славский подписал 15 апреля 1966 года.

11 ноября того же года вышел приказ о создании Северного управления строительства (на базе СУ 411, оно же п/я 2808).

27 декабря в составе СУС было создано Управление промышленных предприятий, в январе 1967 года – Управление автомобильного транспорта.

Приказомпо тресту «Промэлектромонтаж» от 27 февраля 1968 года на площадке строительства ЛАЭС создается Монтажно-строительное управление №32.

Приказом от 27 мая 1968 года в составе треста «Энергоспецмонтаж» создано самостоятельное Монтажно-строительное управление № 90 также для работы на ЛАЭС.

Проектирование ЛАЭС Правительство поручило генеральному проектировщику – ВНИПИЭТ. Создается комплексный отдел авторского надзора за строительством атомной электростанции в составе БКП-4, позже преобразованный в постоянно действующее проектное подразделение «ВНИПИЭТ» в городе Сосновый Бор.

Возведение Ленинградской атомной электростанции стало важной страницей в биографии организаций - первопроходцев.

Работы пришлось начинать в тяжелых условиях: заболоченность строительной площадки, повышенный уровень грунтовых вод, насыщенность моренными валунами (их взрывали, дробили и вывозили – только из котлована под первый реакторный блок было вывезено 12 тысяч куб. метров валунов). Для нормальной работы землеройной техники и автотранспорта были проложены автодороги, задействованы мощные наносные станции. Одновременно со строительством комплекса АЭС создавалась база стройиндустрии. К 1970 году уже действовали бетонный завод, цех по выпуску железобетонных изделий, полигон ЖБИ, цеха – арматурный, деревообрабатывающий, гипсобетонных перегородок; была втрое расширена база автомобильного транспорта и т.д.

Возведение исключительно сложного в техническом отношении и насыщенного уникальнейшим оборудованием сооружения, каким является атомная станция, требовало особого внимания к кадрам.

Бригады электромонтажников МСУ-32 создали уникальную систему из мощных трансформаторов и открытых распределительных устройств напряжением 110, 330, 750 киловольт. В то время таких ЛЭП-750, как на ЛАЭС, было всего две в стране. Электромонтажники монтировали сложнейшие электрические машины, аналогов которым не было, устанавливали «умные» информационно-вычислительные системы типа «Скала» и «ТИТАН», «привязали» великое множество электротехнического оборудования и устройств КИПиА, проложили тысячи километров кабелей и высоковольтные линии.

Специалисты МСУ-90 и МСУ-32 работали на всех четырех блоках ЛАЭС. А после пуска ее в эксплуатацию в 1981 году - на сооружении двух блоков Игналинской АЭС (Литва), химических комбинатов в городах Уч-Кудук (Узбекистан), Желтые Воды (Украина) и Силамяэ (Эстония), на объектах объединения «Маяк» в Челябинске-40, береговых ремонтных баз атомных подводных лодок Северного Флота,горно-обогатительных комбинатов Сортавалы и Краснокаменска, Радиевого института. Выполнялись заказы от научных организаций - НИТИ, ЦКБМ, НИИЭФА, ВНИПИЭТ, ЛИЯФ (ныне ПИЯФ им. Константинова), ГОИ им. Вавилова.

Отдельными страницами в истории можно назвать участие монтажников в ликвидации последствий Чернобыльской аварии и землетрясения в Армении.


Сосновый Бор был рабочим поселком, возникшим после войны на южном берегу Финского залива. В 50 – 60-х гг. прошлого века здесь вели строительство подразделения СУ ГРЭС-16 и легендарного Средмаша. Они прокладывали 40-километровую ветку от магистрального газопровода из Кохтла-Ярве, оборудовали ее надежной диспетчерской связью, возводили трансформаторные подстанции и котельную, тянули телефонную линию до Ломоносова и Ленинграда. В поселке появились баня и школа, пожарное депо, ясли-сад, насосная станция, первые двухэтажные дома. По традиции тех лет строящиеся объекты носили названия «почтовых ящиков» и располагались так, чтоб ни с дороги, ни с залива не просматриваться.

Все, что было связано с энергией атома, тогда сопровождалось грифом «секретно». Позже п/я 26 и п/я 25 станут известны как Ленспецкомбинат «Радон» и Государственная испытательная станция по отработке и исследованиям судовых ядерных энергетических установок (НИТИ).

Строительство шло энергично, но после принятия решения о сооружении ЛАЭС события стали разворачиваться коллективов МСУ-90 и МСУ-32 в то время составили высококвалифицированные специалисты. Их отбирали по всей стране, приглашали самых грамотных, имеющих опыт строительства в химической и ядерной отраслях. Они участвовали в создании первых промышленных реакторов в засекреченных городах Томск-7, Красноярск-26, Челябинск-40; первой в мире ядерной опреснительной установки на полуострове Мангышлак; в ликвидации аварии на комбинате «Маяк». Их опыт, наработанный в разных уголках страны, переплавился в новое качество на строительстве Ленинградской АЭС, которая была крупнейшей не только в Советском Союзе, но и в мире. Многое при ее сооружении носило определение «первого» и «уникального», начиная с оборудования, которое было разработано и изготовлено впервые. Следовательно, и опыта по его монтажу не существовало.

А между тем темпы работ, сроки сдачи оборудования в эксплуатацию, долговечность и надежность его работы зависят, прежде всего, от качества выполнения монтажных и сварочных работ. Трубопроводы, узлы реактора и другое оборудование поступало на строительную площадку в виде отдельных деталей. Именно здесь механомонтажники МСУ-90 применили метод укрупненной сборки, что дало огромный выигрыш в сроках. Впечатляли и объемы.

Суммарный вес оборудования, трубопроводов и металлоконструкций исчислялся десятками тысяч тонн, количество сварных стыков в трубопроводах и системах реактора превышало сто тысяч. Вес только наплавляемого при сварке металла достигал 700 тонн на блок.

Накопленный опыт применялся на каждом последующем блоке, что вело к сокращению сроков монтажа и нередко становилось рекордами. Так на монтаже каркаса здания третьего блока была достигнута скорость монтажа металлоконструкций до 1560 тонн в месяц (в пересчете на одного рабочего – до 1 тонны в смену). При монтаже реактора четвертого блока была выполнена уникальная операция по перемещению перегрузочной эстакады с двумя кран-балками весом в несколько сотен тонн и высотой около 40 метров на ее новое место без демонтажа. Инженерные расчеты подтвердили смелые замыслы монтажников, и план был осуществлен. Подобных примеров множество! В результате монтаж реактора четвертого блока был выполнен всего за 5,5 месяцев – в 4 раза быстрее монтажа третьего блока. Основной монтаж последней турбины также был закончен с рекордным сокращением сроков вдвое против графика. Экономические перемены в стране не обошли стороной ни одно предприятие.

Дата Событие
90-е годы Пройдя процедуру приватизации, Монтажно-строительные управления №№ 90 и 32 стали Открытыми Акционерными обществами «МСУ-90» и «СОСНОВОБОРЭЛЕКТРОМОНТАЖ».
В 1995 Два монтажных предприятия объединились, учредив ЗАО «КОНЦЕРН ТИТАН-2», чем положили начало Холдингу «ТИТАН-2», как самостоятельной структуре, способной обеспечить ведение объекта любой сложности от проектирования до сдачи «под ключ».
1996 – 2002

Шел активный процесс становления холдинга.

В его состав вошли автотранспортное предприятие ОАО «УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» и ОАО «УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ» – крупнейшая на Северо-западе база строительной индустрии с бетонным и асфальтовым заводами, карьерами строительных материалов и современной производственной базой. Вошли в холдинг или были созданы ряд строительных и специализированных предприятий: ЗАО «ТИТАНСТРОЙМОНТАЖ», ООО «СОСНОВОБОРСТРОЙ», ЗАО «ТИТАНСАНТЕХМОНТАЖ», ЗАО «ГИДРОМОНТАЖ», ЗАО «ЛАЭСЭНЕРГОРЕМОНТ», ЗАО «ТИТАНЖИЛКОМ» и другие.

В его состав вошли автотранспортное предприятие ОАО «УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» и ОАО «УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ» – крупнейшая на Северо-западе база строительной индустрии с бетонным и асфальтовым заводами, карьерами строительных материалов и современной производственной базой. Вошли в холдинг или были созданы ряд строительных и специализированных предприятий: ЗАО «ТИТАНСТРОЙМОНТАЖ», ООО «СОСНОВОБОРСТРОЙ», ЗАО «ТИТАНСАНТЕХМОНТАЖ», ЗАО «ГИДРОМОНТАЖ», ЗАО «ЛАЭСЭНЕРГОРЕМОНТ», ЗАО «ТИТАНЖИЛКОМ» и другие.

2003 Путём объединения производственных баз ОАО «МСУ-90» и ОАО «СЭМ» создается завод ЗАО «ТИТАНИТ». Завод производит строительные и технологические металлоконструкции, технологические трубопроводы, детали и узлы вентиляционных систем, сантехнические и электротехнические изделия.
2004 – 2006 Учреждены в составе холдинга: ООО «ФИНЭКО», ОАО «ТИТАНЭНЕРГОНАЛАДКА», ООО «ОБЛАСТНАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ», ООО «НЬЮ-ФОРМ», ЗАО «АТОМСПЕЦТЕХНОЛОГИЯ», ООО «ТИТАНСПЕЦКОНТ», ООО «ТИТАНСТРОЙСЕРВИС», ООО «ЭКОАУДИТ-КОНСАЛТ» и другие.
2007 Создано новое крупное объединение в структуре холдинга «ТИТАН 2» - Группа Компаний «ТИТАН-РЕСУРС». В этот производственно - логистический комплекс входят несколько компаний, которые занимаются производством и поставкой нерудных строительных материалов, бетонных смесей и пенобетона, располагают собственным парком железнодорожного подвижного состава.
2008 В рамках корпоративного содружества объединены ресурсы холдинга «ТИТАН-2» и ОАО «Северное управление строительства», а также Всероссийского проектного и научно-исследовательского института комплексной энергетической технологии - «ВНИПИЭТ». Это сделано для комплексной и эффективной реализации проектов «под ключ» в промышленном и гражданском строительстве, реализации мер по усилению кадрового потенциала, совершенствованию системы управления проектами, модернизации программного обеспечения в области проектирования и планирования.
2009 Строительный холдинг «ТИТАН-2» входит в рейтинг четырехсот крупнейших компаний России. В зоне его ответственности сооружение важнейших объектов ядерной и тепловой энергетики, нефтегазовой и химической промышленности, возводимых по принципу единого строительного цикла – от разработки проектной документации до сдачи объекта «под ключ», включая поставку и наладку оборудования. В группе компаний 20 бизнес-единиц и более четырех тысяч специалистов.
2011 Специалисты компании вели работы на пятнадцати крупнейших объектах в восьми регионах России. И каждый реализованный нами проект – это вклад в расширение экономических возможностей страны и улучшение жизни людей.

Сохраняя традиции высокого профессионализма и культуры первых строителей-атомщиков, специалисты холдинга ведут свою работу в строгом соответствии с нормами российского и международного законодательства.

Сегодня холдинг по праву гордится своей историей и с уверенностью смотрит в будущее. Современные технологии стремительно развиваются. А это значит, что производственные мощности и высококлассные специалисты «ТИТАН-2» всегда будут востребованы там, где возводятся самые сложные объекты современного строительства.