История создания крупного ныне строительного холдинга «ТИТАН-2» берет свое начало в шестидесятых годах прошлого века.

Город на Неве, как и весь Северо-запад, стремительно развивая промышленную индустрию, стал испытывать острый недостаток электроэнергии. Тогда и было принято решение построить атомную электростанцию с двумя мощными реакторами – по миллиону киловатт каждый. Энергетики отдали предпочтение принципиально новому проекту электростанции с ядерным топливом на основе канального уран-графитового реактора РБМК-1000. Его предложил коллектив ученых во главе с академиком А.П. Александровым.

Сооружение станции началось в мае 1967 года, в декабре 73-го принят в эксплуатацию первый блок, через три года – второй, еще через три – следующий, а в августе 1981 года, после выхода на проектную мощность последнего, четвертого блока, крупнейшая в мире АЭС мощностью 4 млн. кВт полностью вступила в строй.

история1

Непосредственное участие в строительстве атомного гиганта принимали организации, которые сейчас входят в состав холдинга «ТИТАН-2» - Монтажно-строительные управления №90 и №32 (ныне «МСУ-90» и «СОСНОВОБОРЭЛЕКТРОМОНТАЖ»), УАТ, УПП И Северное управление строительства, которое было создано специально для строительства атомной электростанции. 

Приказ о начале строительства Ленинградской атомной электростанции был подписан 15 апреля 1966 года министром Среднего машиностроения Ефимом Павловичем Славским.

11 ноября того же года вышел приказ о создании Северного управления строительства (на базе СУ 411, оно же п/я 2808).

27 декабря в составе СУС было создано Управление промышленных предприятий, в январе 1967 года – Управление автомобильного транспорта.

Приказом по тресту «Промэлектромонтаж» от 27 февраля 1968 года на площадке строительства ЛАЭС создается Монтажно-строительное управление №32.

Приказом от 27 мая 1968 года в составе треста «Энергоспецмонтаж» создано самостоятельное Монтажно-строительное управление № 90 также для работы на ЛАЭС.

история

Возведение Ленинградской атомной электростанции стало важной страницей в биографии организаций - первопроходцев.

Работы пришлось начинать в тяжелых условиях: заболоченность строительной площадки, повышенный уровень грунтовых вод, насыщенность моренными валунами (их взрывали, дробили и вывозили – только из котлована под первый реакторный блок было вывезено 12 тысяч куб. метров валунов). Для нормальной работы землеройной техники и автотранспорта были проложены автодороги, задействованы мощные наносные станции. Одновременно со строительством комплекса АЭС создавалась база стройиндустрии. К 1970 году уже действовали бетонный завод, цех по выпуску железобетонных изделий, полигон ЖБИ, цеха – арматурный, деревообрабатывающий, гипсобетонных перегородок; была втрое расширена база автомобильного транспорта и т.д.

Возведение исключительно сложного в техническом отношении и насыщенного уникальнейшим оборудованием сооружения, каким является атомная станция, требовало особого внимания к кадрам.

Бригады электромонтажников МСУ-32 создали уникальную систему из мощных трансформаторов и открытых распределительных устройств напряжением 110, 330, 750 киловольт. В то время таких ЛЭП-750, как на ЛАЭС, было всего две в стране. Электромонтажники монтировали сложнейшие электрические машины, аналогов которым не было, устанавливали «умные» информационно-вычислительные системы типа «Скала» и «ТИТАН», «привязали» великое множество электротехнического оборудования и устройств КИПиА, проложили тысячи километров кабелей и высоковольтные линии.

Специалисты МСУ-90 и МСУ-32 работали на всех четырех блоках ЛАЭС. А после пуска ее в эксплуатацию в 1981 году - на сооружении двух блоков Игналинской АЭС (Литва), химических комбинатов в городах Уч-Кудук (Узбекистан), Желтые Воды (Украина) и Силамяэ (Эстония), на объектах объединения «Маяк» в Челябинске-40, береговых ремонтных баз атомных подводных лодок Северного Флота,горно-обогатительных комбинатов Сортавалы и Краснокаменска, Радиевого института. Выполнялись заказы от научных организаций - НИТИ, ЦКБМ, НИИЭФА, ВНИПИЭТ, ЛИЯФ (ныне ПИЯФ им. Константинова), ГОИ им. Вавилова.

Возведение Ленинградской атомной электростанции стало настоящей победой. Результатом творческой инициативы и упорного труда ученых, конструкторов, производственников, строителей и монтажников. В те же годы рядом с уникальной ЛАЭС рос молодой город Сосновый Бор, справедливо считавшийся одним из самых красивых городов Российской Федерации. Его жилые кварталы появлялись одновременно с блоками атомной станции, корпусами научных институтов, промышленными предприятиями. Сосновый Бор и по сей день называют Атомградом, ведь изначально он строился как город-спутник ЛАЭС.


Сосновый Бор был рабочим поселком, возникшим после войны на южном берегу Финского залива. В 50 – 60-х гг. прошлого века здесь вели строительство подразделения СУ ГРЭС-16 и легендарного Средмаша. Они прокладывали 40-километровую ветку от магистрального газопровода из Кохтла-Ярве, оборудовали ее надежной диспетчерской связью, возводили трансформаторные подстанции и котельную, тянули телефонную линию до Ломоносова и Ленинграда. В поселке появились баня и школа, пожарное депо, ясли-сад, насосная станция, первые двухэтажные дома. По традиции тех лет строящиеся объекты носили названия «почтовых ящиков» и располагались так, чтоб ни с дороги, ни с залива не просматриваться.

Все, что было связано с энергией атома, тогда сопровождалось грифом «секретно». Позже п/я 26 и п/я 25 станут известны как Ленспецкомбинат «Радон» и Государственная испытательная станция по отработке и исследованиям судовых ядерных энергетических установок (НИТИ).

Строительство шло энергично, но после принятия решения о сооружении ЛАЭС события стали разворачиваться коллективов МСУ-90 и МСУ-32 в то время составили высококвалифицированные специалисты. Их отбирали по всей стране, приглашали самых грамотных, имеющих опыт строительства в химической и ядерной отраслях. Они участвовали в создании первых промышленных реакторов в засекреченных городах Томск-7, Красноярск-26, Челябинск-40; первой в мире ядерной опреснительной установки на полуострове Мангышлак; в ликвидации аварии на комбинате «Маяк». Их опыт, наработанный в разных уголках страны, переплавился в новое качество на строительстве Ленинградской АЭС, которая была крупнейшей не только в Советском Союзе, но и в мире. Многое при ее сооружении носило определение «первого» и «уникального», начиная с оборудования, которое было разработано и изготовлено впервые. Следовательно, и опыта по его монтажу не существовало.

А между тем темпы работ, сроки сдачи оборудования в эксплуатацию, долговечность и надежность его работы зависят, прежде всего, от качества выполнения монтажных и сварочных работ. Трубопроводы, узлы реактора и другое оборудование поступало на строительную площадку в виде отдельных деталей. Именно здесь механомонтажники МСУ-90 применили метод укрупненной сборки, что дало огромный выигрыш в сроках. Впечатляли и объемы.

Суммарный вес оборудования, трубопроводов и металлоконструкций исчислялся десятками тысяч тонн, количество сварных стыков в трубопроводах и системах реактора превышало сто тысяч. Вес только наплавляемого при сварке металла достигал 700 тонн на блок.

Накопленный опыт применялся на каждом последующем блоке, что вело к сокращению сроков монтажа и нередко становилось рекордами. Так на монтаже каркаса здания третьего блока была достигнута скорость монтажа металлоконструкций до 1560 тонн в месяц (в пересчете на одного рабочего – до 1 тонны в смену). При монтаже реактора четвертого блока была выполнена уникальная операция по перемещению перегрузочной эстакады с двумя кран-балками весом в несколько сотен тонн и высотой около 40 метров на ее новое место без демонтажа. Инженерные расчеты подтвердили смелые замыслы монтажников, и план был осуществлен. Подобных примеров множество! В результате монтаж реактора четвертого блока был выполнен всего за 5,5 месяцев – в 4 раза быстрее монтажа третьего блока. Основной монтаж последней турбины также был закончен с рекордным сокращением сроков вдвое против графика. Экономические перемены в стране не обошли стороной ни одно предприятие.

Дата Событие
90-е годы Пройдя процедуру приватизации, Монтажно-строительные управления №№ 90 и 32 стали Открытыми Акционерными обществами «МСУ-90» и «СОСНОВОБОРЭЛЕКТРОМОНТАЖ».
1995 Два монтажных предприятия объединились, учредив ЗАО «КОНЦЕРН ТИТАН-2», чем положили начало холдингу «ТИТАН-2», как самостоятельной структуре, способной обеспечить ведение объекта любой сложности от проектирования до сдачи «под ключ».
1996 – 2002 Шел активный процесс становления холдинга.

В его состав вошли автотранспортное предприятие ОАО «УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» и ОАО «УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ» – крупнейшая на Северо-западе база строительной индустрии с бетонным и асфальтовым заводами, карьерами строительных материалов и современной производственной базой. Вошли в холдинг или были созданы ряд строительных и специализированных предприятий: ЗАО «ТИТАНСТРОЙМОНТАЖ», ООО «СОСНОВОБОРСТРОЙ», ЗАО «ТИТАНСАНТЕХМОНТАЖ», ЗАО «ГИДРОМОНТАЖ», ЗАО «ЛАЭСЭНЕРГОРЕМОНТ», ЗАО «ТИТАНЖИЛКОМ» и другие.

В его состав вошли автотранспортное предприятие ОАО «УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» и ОАО «УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ» – крупнейшая на Северо-западе база строительной индустрии с бетонным и асфальтовым заводами, карьерами строительных материалов и современной производственной базой. Вошли в холдинг или были созданы ряд строительных и специализированных предприятий: ЗАО «ТИТАНСТРОЙМОНТАЖ», ООО «СОСНОВОБОРСТРОЙ», ЗАО «ТИТАНСАНТЕХМОНТАЖ», ЗАО «ГИДРОМОНТАЖ», ЗАО «ЛАЭСЭНЕРГОРЕМОНТ», ЗАО «ТИТАНЖИЛКОМ» и другие.

2003 Путём объединения производственных баз ОАО «МСУ-90» и ОАО «СЭМ» создается завод ЗАО «ТИТАНИТ». Завод производит строительные и технологические металлоконструкции, технологические трубопроводы, детали и узлы вентиляционных систем, сантехнические и электротехнические изделия.
2004 – 2006 Учреждены в составе холдинга: ООО «ФИНЭКО», ОАО «ТИТАНЭНЕРГОНАЛАДКА», ООО «ОБЛАСТНАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ», ООО «НЬЮ-ФОРМ», ЗАО «АТОМСПЕЦТЕХНОЛОГИЯ», ООО «ТИТАНСПЕЦКОНТ», ООО «ТИТАНСТРОЙСЕРВИС», ООО «ЭКОАУДИТ-КОНСАЛТ» и другие.
2007 Создано новое крупное объединение в структуре холдинга «ТИТАН 2» - Группа Компаний «ТИТАН-РЕСУРС». В этот производственно - логистический комплекс входят несколько компаний, которые занимаются производством и поставкой нерудных строительных материалов, бетонных смесей и пенобетона, располагают собственным парком железнодорожного подвижного состава.
2008 В рамках корпоративного содружества объединены ресурсы холдинга «ТИТАН-2» и ОАО «Северное управление строительства», а также Всероссийского проектного и научно-исследовательского института комплексной энергетической технологии - «ВНИПИЭТ». Это сделано для комплексной и эффективной реализации проектов «под ключ» в промышленном и гражданском строительстве, реализации мер по усилению кадрового потенциала, совершенствованию системы управления проектами, модернизации программного обеспечения в области проектирования и планирования.
2008 Холдинг "ТИТАН-2" выступил официальным спонсором выставки "АТОМНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 2008".
2009 Строительный холдинг «ТИТАН-2» входит в рейтинг четырехсот крупнейших компаний России. В зоне его ответственности сооружение важнейших объектов ядерной и тепловой энергетики, нефтегазовой и химической промышленности, возводимых по принципу единого строительного цикла – от разработки проектной документации до сдачи объекта «под ключ», включая поставку и наладку оборудования. В группе компаний 20 бизнес-единиц и более четырех тысяч специалистов.
2009 Специалисты холдинга "ТИТАН-2" начали работу на комплексе глубокой переработки нефти ПО КИНЕФ.
2009 ОАО "СОСНОВОБОРЭЛЕКТРОМОНТАЖ" начал работу на Юго-Западной ТЭЦ. 
2010 Холдинг "ТИТАН-2" выступил в качестве субподрядной организации на строящейся Балтийской АЭС в Калининградской области. 
2010 Специалисты одной из компаний холдинга - ОАО "ЗАРУБЕЖЭНЕРГОМОНТАЖ" приняли участие в физическом пуске АЭС "Бушер" в Иране.
2010 Генеральный директор холдинга "ТИТАН-2" Елена Нагинская стала победителем четвертой независимой бизнес-премии "Шеф года - 2010". 
2011 Специалисты компании вели работы на пятнадцати крупнейших объектах в восьми регионах России. 
2011 Холдинг "ТИТАН-2" признан одной из ста лучших компаний России в сфере экологического менеджмента. 
2011 Организация ЗАО "КОНЦЕРН ТИТАН-2" стала победителем конкурса "Лучшая строительная организация Ленинградской области" в номинации "Компания. достигшая наилучших показателей в сфере строительства промышленных объектов".
2012 ОАО "Корпорацией Росэнергоатом" подписано решение об окончании инвестиций в продление сроков экспулатации четвертого энергоблока ЛАЭС. Завершенный проект стал значительным вкладом холдинга "ТИТАН-2" в увеличении сроков эксплуатации  Ленинградской АЭС.
2012 Начало запуска завода по углублённой переработке нефти на базе гидрокрекинга мазута на Киришском НПЗ (КИНЕФ). В успешной реализации проекта приняли участие сотрудники ОАО "СЭМ".
2013 ОАО "СЭМ" завершило электромонтажные работы по ремонту четырех технологических установок основных мощностей ООО "КИНЕФ", выполнив четверть годового объема работ. 
2013 ОАО "СОСНОВОБОРЭЛЕКТРОМОНТАЖ" выиграл тендер на строительство объектов обеспечения аварийного электроснабжения собственных нужд ЛАЭС-2.
2014 АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2» признан лучшим генподрядчиком решением конкурсной комиссии СРО атомной отрасли «Союзатомстрой».
2015 Холдинг «ТИТАН-2» вышел на международный уровень, став ключевым подрядчиком на строительства атомной станции «Ханхикиви-1» на севере Финляндии в Пюхайоки.
2016 Холдинг «ТИТАН-2» вошел в рейтинг «50 самых динамично развивающихся компаний России» по версии журнала «РБК», заняв 15 позицию (в 2017 году компания уже на 12 месте).
2017 Сборная холдинга «ТИТАН-2» стала победителем в конкурсе Госкорпорации «Росатом» - «Лучший по профессии в комплексе капитального строительства атомной отрасли».
2017 В число акционеров компании вошел АО «Концерн Росэнергоатом».
2017 Завершено строительство первого энергоблока замещающих мощностей Ленинградской АЭС. В декабре 2017 произошел физический пуск инновационного блока ВВЭР-1200.
2018 Ростехнадзор выдал заключение о соответствии построенного энергоблока №1 ЛАЭС-2 требованиям технических регламентов и проектной документации. 
2018 Подписан контракт на строительство АЭС "Аккую" в Турции.
2019 Создание российско-турецкого предприятия ТИТАН2 ИДЖ ИЧТАШ ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ для строительства энергоблоков АЭС "Аккую".
2019 Окончание строительства Областного волейбольного центра в Сосновом Бору.
2020 Холдинг "ТИТАН-2" отметил 25-летие.
2020 Подписан контакт на строительство нового Детского сада в Сосновом Бору. АО "КОНЦЕРН ТИТАН-2" выступает генеральным подрядчиком.
2020 Энергозапуск второго энергоблока ЛАЭС-2. Второй энергоблок Ленинградской АЭС-2 с реактором ВВЭР-1200 успешно включен в единую энергосистему страны.
2021 Второй энергоблок ЛАЭС-2 введен в промышленную эксплуатацию. 
2021 Специалисты холдинга "ТИТАН-2" стали лучшей площадкой по сооружению на Первом Международном строительном чемпионате в Сочи. 
2021 АО "КОНЦЕРН ТИТАН-2" стал генеральным подрядчиком строительства Центра коллективного пользования "Сибирский кольцевой источник фотонов" (ЦКП "СКИФ")
2021

Команда строителей холдинга "ТИТАН-2" впервые приняла участие на отраслевом чемпионате AtomSkills в Екатеринбурге. 

2021 АО "КОНЦЕРН ТИТАН-2" принимает участие в сооружение первой атомной электростанции в Египте.
2022 Подписан контракт на строительство двух новых энергоблоков ЛАЭС-2.
2022 Команда строителей холдинга "ТИТАН-2" завоевала пять призовых мест на Втором Международном строительном чемпионате в Казани.
2022 Начало строительства четвертого энергоблока АЭС "Аккую".

Сегодня холдинг по праву гордится своей историей и с уверенностью смотрит в будущее. Современные технологии стремительно развиваются. А это значит, что производственные мощности и высококлассные специалисты «ТИТАН-2» всегда будут востребованы там, где возводятся самые сложные объекты современного строительства.